Шины и грунтозацепы
Привычный вид тракторного колеса — это с протектором «елочкой». Так увеличивается проходимость и тяговитость трактора. Но мы забываем, что глубокий протектор на шине трактора работает только на ведущем колесе.
Ранние модели тракторов были неполноприводными. Опыт тех лет показал, что передние, не ведущие, колеса должны иметь гладкий протектор. До 50-ых готов включительно подовляющее большинство траткоров имело передние колеса именно с таким типом протектора.
Фермеры-профессионалы внимательно подходят к подбору шин под тип почвы и характеристики самого трактора.
Итак, первое правило подбора сельскохозяйственных шин — чем влажнее почва, тем больше сантиметров высота грунтозацепов. Грунтозацепы на тракторных шинах бывают от 6 до 25 см, это если речь идет о тракторах с диапазоном мощности 24—60 л.с.
Расстояние между грунтозацепами шины подбираем как можно шире, это улучшит самоочищаемость колес. Иногда в этих же целях советуют, чтобы угол наклона у грунтозацепов на передних колесах был разным.
Для борьбы с пробуксовкой на почвах с влажностью выше 20% и низкой несущей способностью рекомендуется на ведущие колеса ставить тракторные шины с широким профилем. Эффективно использование дополнительных колес и сельхозшин со спецприспособлением, которое устанавливают на шпильке крепления основного колеса. Давление в дополнительных шинах для тракторов должно быть меньше, чем в основных, на 0,02 МПа. Монтаж сдвоенных колёс снижает количество пробуксовок на 30% и экономит до 15% топлива.
Зачем протектор покрышек трактора делают ребристыми? Чтобы ведущему колесу было за что зацепиться при движении. Колесу, на которое не передается вращение, протектор «ёлочка», наоборот, будет мешать.
Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет в своей рекомендации к использованию заднеприводных моделей тракторов СКАУТ указал, что на передние колеса необходимо устанавливать шины без грунтозацепов, так как грунтозацепы увеличивают сопротивление на перекатывание, и тем самым снижается тяговый КПД трактора.
Вот трактор John Deer с задним приводом и двигателем мощностью 50 л. с., на котором установлены колеса с направленным протектором. Если приглядеться к конструкции шасси на фото, можно увидеть, что оно не предназначено для передачи вращения на передние колеса.
А грунтозацепы эффективны только на колесах, на которые передается момент вращения. Расстояние между выступающими частями протектора.