Лабораторные испытания мини-тракторов «СКАУТ»
Наша компания уже много лет является лидером мнений в продаже, эксплуатации и обслуживании сельскохозяйственной техники. Совместно с руководством факультета технических систем, сервиса и энергетики Санкт-Петербургского государственного Аграрного Университета, был проведен ряд тягово-динамических испытаний мини-тракторов «СКАУТ».
Кафедра «Автомобили, тракторы и технический сервис» принимала участие в разработке и модернизации тракторов Беларус, ХТЗ и многих других отечественных и советских тракторов. Огромное количество тематической литературы, высокий уровень подготовки магистрантов и аспирантов дали возможность совершить испытания и получить рекомендации для модернизации тракторов «СКАУТ».
Тягово-динамические показатели тракторов «СКАУТ» T-15, T-18 и T-25
Испытания на стенде тягово-динамических показателей прошли три модели: «СКАУТ» T-15, T-18 и T-25. Были определены тяговые и топливно-экономические показатели, предельные показатели статической и динамической устойчивости, и другие параметры.
Для того, чтобы не описывать формулы расчетов проведенных испытаний (подробная информация будет содержаться в новой редакции инструкции по эксплуатации мини-тракторов «СКАУТ» 2018 года), мы тезисно расскажем вам о рекомендациях к эксплуатации тракторов «СКАУТ»:
- Развесовка рамного трактора «СКАУТ» T-15, T-18, T-25 — 60:40, что является хорошим показателем для компактной тяговой машины;
- Несмотря на достаточно высокий коэффициент использования веса трактора φкр. = 0,78, общей массы машины недостаточно для реализации максимальной мощности двигателя. Рекомендуется производить дополнительное утяжеление передней части мини-трактора примерно на 80-100 кг, а задней части до 90 кг (идеально использование колесных грузов по 45 кг на каждую сторону);
- При использовании дополнительного балласта, на примере трактора «СКАУТ» T-18, было зафиксировано увеличение крюковой мощности на 48% от такой же нагрузки без утяжеления;
- Основным недостатком мини-трактора данной конструкции является большая высота точки прицепа (0,55 м), что создает большой опрокидывающий момент при движении трактора под нагрузкой. Рекомендация для изготовителя — опустить точку прицепа до уровня, или ниже уровня колес;
- Тяговый КПД трактора при работе на 2-й пониженной передаче составляет 44% для модели T-18. Для модели T-25 максимальный тяговый КПД был зафиксирован на третьей пониженной передаче (55%). Это уверенные результаты для малогабаритного агрегата;
- Предельные значения статических углов против опрокидывания для мини-трактора T-15 составляют: αlim = 32°, α´lim = 42°, βlim = 35°;
- Предельные значения статических углов против опрокидывания для T-18 составляют: αlim = 31°, α´lim = 30°, βlim = 28°;
- Предельные значения статических углов против опрокидывания для T-25 составляют: αlim = 35°, α´lim = 50°, βlim = 37°;
- Рекомендуется доукомплектовать мини-трактор подмоторными сайлентблоками для уменьшения вибрации двигателя по отношению к шасси;
- Рекомендуется заменить модель глушителя на классическую, направленную вверх во избежание попадания перегретого металла на сухую траву и возможного возгорания;
- Рекомендуется улучшить эргономику педалей управления и форму защиты ремня (для упрощения использования заднего навесного оборудования, берущего мощность от ременного ВОМ);
- Не рекомендуется использование передних колес с шевронным протектором на заднепроходных тракторах во избежание потери КПД трактора (мощность тратится на "перекатывание" переднего колеса).
На фотографиях: определение предельного значения угла сползания трактора перед опрокидыванием:
На фотографиях: испытательный стенд для мини-тракторов с тяговым динамометром и электронной фиксацией параметров.
Испытания одноцилиндровых дизельных двигателей на стенде для фиксации номинальных и максимальных показателей выдаваемой мощности
Вторым этапом работы Санкт-Петербургского государственного Аграрного Университета были испытания всего модельного ряда возможных используемых одноцилиндровых двигателей для выявления оптимальных моделей и дальнейшем их использовании в стандартной комплектации поставки.
Для испытаний были предоставлены следующие модели силовых агрегатов — дизельные двигатели:
- R195-T;
- XT-15;
- ZS1100-T;
- ZS1105-T;
- ZS1115-T;
- CL25.
Все предоставленные для лабораторных испытаний двигатели произведены на заводе GARDEN SCOUT AGRICULTURAL MACHINERY CO. LTD и прошли предварительную обкатку на стенде с последующей заменой масла в картере.
При выборе важных параметров лабораторная группа исходила из показателей экономичности, предельных температур работы охлаждающей жидкости и масла (склонность к перегреву) и выдаваемой номинальной и максимальной мощности.
По итогам испытаний, были выбраны три оптимальные модели дизельных двигателей, которые будут рекомендованы для использования в качестве базовых при дальнейшем совершенствовании и модернизации модельного ряда.
- Для трактора «СКАУТ» T-15 был рекомендован к использованию двигатель R195-T (масса 116 кг). Его номинальная выходная мощность на стенде составила 12,5 л.с. / 9,19 кВт, а максимальная 14,85 л.с. / 10,92 кВт (обязательно использование расширительного бачка для охлаждающей жидкости);
- Для трактора «СКАУТ» T-18 был рекомендован к использованию двигатель ZS1100-T (масса мотора 173 кг). Его номинальная выходная мощность на стенде составила 15,4 л.с. / 11,33 кВт, а максимальная 17,65 л.с. / 12,98 кВт. Среди всех двигателей эта модель показала лучшие результаты: перегрева охлаждающей жидкости выявлено не было, а перегрев моторного масла (температура поднялась выше 90°) был зафиксирован через 47 минут при 95% от максимальных оборотов двигателя;
- Для трактора «СКАУТ» T-25 был рекомендован к использованию двигатель ZS1115-T. Стенд показал максимальную выходную мощность: 20 л.с. / 14,71 кВт, а номинально дизельный агрегат выдал 18,1 л.с. / 13,31 кВт. Масса данного мотора составила 197 кг.
Однако, основным и самым важным итогом (касаемо использования более или менее мощных моторов) был тот факт, что КПД мини-трактора в целом не так сильно зависит от мощности установленного двигателя, как от конструкции и компоновки трактора в целом, массы трактора, ширины установленных покрышек, и ряда прочих технических особенностей.
В классе ременных тракторов с одноточечным присоединением навесного оборудования, двигатель должен обладать свойствами не столько тягового усилия и выходной мощности (все вышеперечисленные модели моторов имеют очень хорошие показатели), сколько не иметь склонности к перегреву, быть экономичным и надежным в эксплуатации, иметь достаточную собственную массу.
Мы надеемся, что вся информация была полезна как владельцам техники «СКАУТ», так и тем, кто еще не определился в своем выборе.
Состав рабочей группы для выполнения научно-исследовательских работ по определению тягово-динамических показателей с/х тракторов «СКАУТ», а также двигателей к ним:
- Картошкин А.П. — общее и научное руководство;
- Фомичев А.И. — руководитель рабочей группы;
- Агапов Д.С. — конструктор;
- Цалапов Р.И. — испытатель;
- Ганзя А.А. — испытатель.