Как убирают снег в США
Может ли опыт американских городов представлять для нас интерес? Или, наоборот, это они должны учиться у нас уборке снега. Мы попробуем взвешенно ответить на этот вопрос, привлекая официальные статистические данные.
Климат Среднего Запада США на самом деле мало отличается от типично-российского, хотя этот регион и находится на широте Сочи и южнее. Миннеаполис и Новосибирск – города-побратимы, и это не случайно. Климат там буквально "один в один".
Если кто-то смотрел фильм или сериал "Фарго", то вспомнит до боли знакомую заснеженную атмосферу.
Урал, Сибирь, Поволжье, Северо-Запад России похожи на Средний Запад не только климатом и уровнем осадков зимой, но иногда и размерами городских бюджетов: около 500 млн $ у Миннеаполиса и Новосибирска. Сравним же, как эти города справляются с уборкой снега.
Выпадения снега, заморозки и оттаивания сменяют друг друга неисчислимое количество раз в обеих странах. Если сравнить несколько городов России и США по количеству населения, протяженности тротуаров и уровню осадков, получится интересная картина. Таблица охватывает штаты Висконсин, Массачусетс, север штата Нью-Йорк и Канаду.
Население, тыс. чел. | |
Берлингтон, США | 42 |
Рочестер, США | 209 |
Воган, Канада | 306 |
Миннеаполис, США | 422 |
Санкт-Петербург, Россия | 4991 |
Тула, Россия | 496 |
Протяженность тротуаров, км | |
Берлингтон, США | 204 |
Рочестер, США | 1413 |
Воган, Канада | 1000 |
Миннеаполис, США | 3000 |
Санкт-Петербург, Россия | 6000 |
Тула, Россия | 1000 |
Годовой уровень осадков в виде снега, м | |
Берлингтон, США | 0,2 |
Рочестер, США | 0,2 |
Воган, Канада | 0,2 |
Миннеаполис, США | 1,5 |
Санкт-Петербург, Россия | 0,8 |
Тула, Россия | 1,2 |
Кто несет ответственность
В Берлингтоне ответственность за уборку снега несет город. По объему работ это соответствует нескольким российским ТСЖ. Некоторые управляющие компании в нашей стране имеют даже бОльшую нагрузку, чем мэрия Берлингтона.
В более крупных Рочестере и Вогане – сами жильцы несут ответственность за уборку снега. И это типично для Америки. Возьмем Миннеаполис, который по количеству жителей похож на Тулу, а по протяженности тротуаров на половину Санкт-Петербурга.
Проблема с уборкой снега там порой острее, чем у нас. До последнего момента крупнейшие города этой климатической зоны не занимались уборкой снега, перекладывая эту обязанность на жителей. Но недавно неэффективность такого подхода стала слишком заметной, и начались попытки систематизировать уборку снега.
Персонал мэрии, домовладельцы и различные подрядчики вплоть до 2018 года делили между собой заботы. Ниже мы приведем интересные данные из их исследования, которые пригодятся и нашим городским службам, и тем, кто планирует уборку в своем ТСЖ. Например, бюро статистики посчитало, что в среднем американские города размера Миннеаполиса используют двадцать шесть снегоотвалов. Чуть ниже скажем подробнее, а пока вернемся к организации коммунальных работ.
Обычно в американских городах мэрия заказывает подрядчику уборочные работы, а счета по оплате приходят жильцам, подобно тому, как нам приходят счета за услуги из управляющих компаний.
Счет можно погасить вычетами из налога на имущество. Но все равно цены кажутся американцам завышенными – дело доходит до обжалования счетов в администрации или на публичных слушаниях в мэрии (все как у нас). В крайнем случае недовольные жители идут в суды.
Бывают случаи, когда владелец недвижимости очистит тротуар после того, как мэрия уже опубликовала тендер на уборку, но до того, как подрядчик выполнит заказ. В этом случае городская администрация компенсирует подрядчику 10% от цены заказа; а владельцу недвижимости не будет счет за эту стоимость.
А в случае, если в течение 6 дней после снегопада сугробы не были по каким-то причинам убраны, мэрия выписывает штраф владельцам близлежащих домов. Но с 2016 года мэрия Миннеаполиса взяла на себя обязательства убирать особо важные территории за свой счет. Уборка перекрестков и создание так называемых «пешеходных просветов» начинается после завершения снегопада.
Когда снег начинает валить до того, как все перекрестки очищены – обычная история – работы приостанавливаются на время снегопада. Затем снегоуборщики начинают заново очищать самые важные перекрестки до тех пор, пока не закончит, или снова не пойдет снег.
Как сделать уборку снега эффективной
Иначе говоря – проблема тарифообразования вынудила составить прозрачную схему, в которой понятно, кто за что платит. Для этого понадобилось объемное исследование.
Мэрия Миннеаполиса выпустила исследование об эффективной уборке. Они посчитали, что на три с лишним тысячи километров их тротуаров нужно 120 снегоотвалов. Не все с тракторами, часть может быть на какой-то другой тяге.
В городе 1500 км улиц и почти 3000 километров тротуаров. Кроме этого еще нужно чистить 600 км аллей, 2800 автобусных и трамвайных* остановок
Уборка снега в США подразумевает не просто сваливание снега в кучу, а вывоз его за пределы города. Как минимум речь идет о погрузке валков в какой-то контейнер или прицеп. До настоящего момента мэрия убирала только приоритетные участки, как правило, перекрестки.
Обойдется это все в 20 млн $. И это для них тоже дорого, и не факт, что они станут чистить все тротуары (сейчас это делают частные лица, иначе штраф). Газета Star Tribune утверждает, что мэрия все же начнет это делать.