
Родословная тракторов
Когда разрабатывают новые модели тракторов, изменениям подвергается только часть узлов. Иногда в конструкцию включают новые элементы, до этого нигде не встречавшиеся. В тракторе МТЗ-80 использованы 77 изобретений, 21 авторский патент был зарегистрирован за пределами СССР – это были нововведения мирового масштаба.
Но все остальное не изобретается заново – за основу берется уже существующий трактор. Следовательно, у тракторов есть родословная, которую мы попытаемся проследить.
Мы упростим себе задачу тем, что возьмем только тракторы с трехточечной системой заднего навеса. Все они происходят от одной модели. Вернее, двух вариантов одной и той же модели.
Изобретателем трехточечного крепления, которое состоит из основного крепления, двух тяг и вала отбора мощности, является Гарри Фергюсон. Это был ирландский инженер, начавший с того, что занимался торговлей подержанными тракторами, но очень быстро придумал, как их улучшить.

В начале 20-ых годов в Великобритании и США уже знали о его изобретении, но массового производства не было.
На этой фотографии Гарри Фергюсон в штате Индиана представляет модификацию трактора Фордзон (дочернее предприятие Ford) с трехточечным креплением.
Но и тогда Фордзон не стал трехточечным несмотря на заметные преимущества, сразу же отмеченные техническими журналами. В 1924 году выпуск Фордзонов был налажен в Ленинграде под именем Фордзон-Путиловец. На нем тоже не было заднего трехточечного крепежа.
Серийный выпуск траткоров современного типа
Только в 1938 году Фергюсону удалось добиться выпуска фордовских тракторов с его системой. Но в 40-ые годы межу инженером и корпорацией Ford возник конфликт. В результате Фергюсон отсудил у бывших партнеров 10 млн долларов США (хотя пытался получить сумму в 10 раз больше), и основал собственную компанию в 1949 году. Несколько лет спустя была сформирована компания Massey-Ferguson, существующая по сей день.
Модели тракторов, выпускаемых Massey-Ferguson, стали задавать тон всем остальным участникам тракторного дела. Это выражалось в том, что компания John Deere вынуждена была разрабатывать собственные схемы гидравлического подъема навесного оборудования. Так появилась модель R с системой Power Troll, отчасти напоминающей шестеренчатый ВОМ, стоящий на тракторах СКАУТ.
Но, как мы видим, John Deere сумел догнать Massey-Ferguson. Модели John Deere 60 и MF-35 схожи конструктивно, заднее трехточечное крепление для навесного оборудование становится общим стандартом для всех траткоров. В том числе и советских.
В 1947-1948 годах происходит послевоенное восстановление экономики, и в Украине, Белоруссии и европейской части России промышленность приходилось создавать заново. В Харькове и Минске открывают с нуля новые заводы, в которых разрабатываются модели с учетом достижений западного агропрома – в первую очередь внимание обратили на разработки Фергюсона.
Первые модели МТЗ и ХТЗ внешне очень напоминают тракторы John Deere и Massey-Ferguson того времени. Инженерная мысли двигалась в одном направлении. Безрамный ХТЗ-7 это почти копия John Deere M 1947 года, но с конструктивными дополнениями: задняя гидравлика была оригинальной разработкой харьковских инженеров.
В Минске в это же время выходят МТЗ-2 и МТЗ-3 – все с трехточечной системой Фергюсона. В 1957 году в США вышел Massey-Ferguson 35, а через год минчане модернизировали свои модели до МТЗ-5, который не только внешне похож на американского предшественника, но и использует рамную конструкцию, принцип работы гидронасоса, более мощного, чем у предшествующих моделей.
Экспорт технологий в Китай
Сборочные цеха Минска не справлялись с нагрузкой: тракторов требовалось очень много. Поэтому для сборки тракторов стали использовать дополнительные площадки. Начали с завожа Южмаш в Днепропетровске, затем география стала расширяться. Тракторы появились в Средней Азии, сборочные цеха заработали в Ташкенте. А затем технологии и специалисты направились в Китай, где только начала зарождаться промышленность.
Тракторы МТЗ-2 и ДТ-14 (модификация ХТЗ-7) были положены в основу первого синтайского трактора XT-160. В 1968 году завод в Китае заработал завод, выпускающий эти модели. Уже на их основе стали появляться дальнейшие модификации с увеличенной мощностью двигателя.
В 1980-е годы начался процесс "расползания" технологий тракторного производства, и однотипные поначалу тракторы стали делать и другие китайские заводы.