Рейтинг лучших мотоблоков российского производства
Мотоблоки активно используются земледельцами в России — небольшая техника заменяет ручной труд, упрощает вспашку, посадку и выкапывание овощей. Агрегат легко хранить — он не занимает много места. У земледельцев появляется вопрос: «А есть ли мотоблоки российского производства?» Если кратко, — то да. Но уведомление «Сделано в России» не означает, что техника полностью собрана из наших деталей и механизмов. Разбираемся, что же все-таки производят в России, а какие детали к нам привозят из-за рубежа. Цены указанные в статье актуальны на июль 2021 года.
Особенности производства
Продажей мотоблоков в России занимается много компаний, но производства полного цикла нет. Компании разрабатывают рамную конструкцию, на которую устанавливают силовой агрегат иностранного производства. Остальные механизмы либо дорабатываются в России, либо так же являются зарубежными аналогами. На сегодняшний день на рынке нет мотоблока, на котором установлен двигатель российского производителя — все моторы имеют корейское, японское, китайское или американское производство.
Только в Советском Союзе был мотоблок МТЗ-05, который полностью производился в СССР. На него устанавливались двигатели советского производства: УД-15 или УД-25. Но в 1992 году была разработана новая модель агрегата — МТЗ-09Н, на котором двигатели были заменены на зарубежные. Сейчас на мотоблоках белорусского производства устанавливают моторы брендов Honda, Lifan или Kipor. Использование иностранных двигателей значительно удешевляет конечную цену машины, а по техническим характеристикам зарубежные двигатели не уступают отечественным.
Популярные российские бренды
Российские фермеры выбирают бренды, которые проверены временем, например, белорусский МТЗ — техника этой компании занимает почти 80% рынка всей сельскохозяйственной техники в России. Но сегодня поговорим про бренды, которые изготавливаются на Российских заводах — это бренды КАДВИ, Нева, Агат и другие.
Техника производится в цехах советских заводов, которые переоборудованы под производство товаров гражданского назначения. Например, на заводе им. Дегтярева в городе Ковров во Владимирской области производят мотоблоки под брендом «Фаворит». Но основные мощности завода направлены на выполнение государственных заказов оборонного назначения.
ПАО «КАДВИ»
Публичное Акционерное Общество «Калужский двигатель» открыто в 1966 году, тогда оно называлось «Калужский опытный моторный завод». Предприятие изготавливает газотурбинные моторы и силовые установки. С 1991 года налажен выпуск мотоблока КАДВИ МБ-1, который сейчас известен под именем Ока. «Калужский двигатель» выпускает мини-технику под брендами Ока, Угра и Авангард.
Ока МБ-1д1м10
С 2011 года мотоблоки КАДВИ производятся под брендом Ока. Из модельного ряда техники аграрии чаще всего выбирают модель Ока МБ-1д1м10, на которой установлен китайский мотор Lifan 168F-2А. Двигатель работает на бензине, а его мощность составляет 6,5 л.с. Бензиновые моторы Lifan часто устанавливаются на мини-технику, потому что они просты и надежны в использовании. Машина оснащена механической КПП с двумя скоростями вперед и двумя назад. Конструкционная масса агрегата составляет 100 кг.
Машина используется земледельцами для обработки почвы — вместо колес на мотоблок монтируются специальные фрезы. Помимо обработки земли, мотоблок можно использовать для покоса травы — для этого на шкив ведущего вала подключается роторная косилка.
Преимущества:
- Большой вес улучшает сцепление с грунтом;
- Надежный редуктор.
Недостатки:
- Лопаются ремни привода.
Средняя цена — 30 000 ₽.
Угра НМБ-1Н7
Технику под брендом Угра производит с 2009 года компания КАДВИ. Отличие от техники Ока в том, что машины Угра сертифицированы по европейским нормам безопасности. Техника оснащена экстренным выключателем, который моментально останавливает работу двигателя и навесного оборудования. Аграрии чаще всего используют на участках модель Угра НМБ-1Н7. На агрегате установлен китайский мотор Lifan 168F-2A, как и на мотоблоке Ока. Техника оснащена тремя скоростями вперед и одной назад. Масса машины — 84 кг.
Угра — это агрегат, который помогает обрабатывать почву до, во время и после посадки. Кроме работы с землей техника выполняет несложные повседневные задачи: покос травы или уборка снега. Часть оборудования подключается вместо колес, например, фрезы или грунтозацепы. Для комфортной работы на руле установлена антивибрационная защита.
Преимущества:
- Безременная конструкция;
- Минимальная вибрация руля.
Недостатки:
- Перед запуском нужно отрегулировать сцепление.
Средняя цена — 39 000 ₽.
Авангард АМБ-1М5
Техника Авангард также производится компанией КАДВИ. Конструкционно мотоблоки от компании КАДВИ не сильно отличаются друг от друга, но на каждой модели установлен разный мотор. Из линейки Авангард предпочтение отдают модели АМБ-1М5. Машина оборудована мотором китайского производства Lifan LF168F-2 с 6,5 л. с. Весенняя обработка почвы совершается фрезами, которые заглубляются на глубину до 20 см. Вес машины составляет 65 кг, но она спокойно тянет за собой прицеп грузоподъемностью до 400 кг.
Преимущества:
- Отличный помощник на даче;
- Перевозит до 400 кг груза.
Недостатки:
- Небольшой вес.
Средняя цена — 32 000 ₽.
ЗАО «КО-Нева»
Санкт-Петербургский производитель сельскохозяйственной техники Нева — это дочернее предприятие производителя авиатехники СПб ОАО «Красный Октябрь». Мотоблоки производятся с 1985 года как товар народного потребления. Техника сертифицирована по международным стандартам, а сервисным обслуживанием занимается более 150 компаний.
Нева МБ-2 КС
Земледельцы используют мотоблок Нева МБ-2 КС. На этой машине установлен силовой агрегат марки Kasei KS168FA с 6,5 л.с. Для движения вперед техника оснащена четырьмя скоростями. Машина весит 85 кг.
Агрегат используется для вспашки земли, покоса травы, уборки снега. За фрезерование почвы отвечают парные фрезы, которые монтируются вместо колес. При работе с плугом вместо транспортировочных колес устанавливаются грунтозацепы, которые повышают сцепление с грунтом. Активная навеска забирает мощность от ременного привода.
Преимущества:
- Надежный двигатель;
- Регулируемый руль.
Недостатки:
- Полуоси не отключаются.
Средняя цена — 46 950 ₽.
Компания «Мобил К»
Компания «Мобил К» основана в 1988 году. В начале пути она изготавливала навесное оборудования для мини-техники сторонних брендов. Но в 2007 году разработан и выпущен первый мотоблок — МКМ-3, который сразу же стал востребованным у российских фермеров.
Мобил К МКМ-3
Линейка мотоблоков МКМ-3 представляет собой три модели, которые отличаются двигателями. Например, на модели Комфорт устанавливают мотор Dinking DK170F мощностью 7 л.с. Агрегат подходит для работы на дачном участке, где периодически обрабатывается почва. Машина создана по стандарту ГОСТа Р ИСО 11449-99. Фрезы устанавливаются вместо колес; ширина культивации до 73 см. Также возможно подключение оборудования при помощи шкива.
Преимущества:
- Изготовлено по ГОСТу;
- Большой выбор навески.
Недостатки:
- Маленький вес.
Средняя цена — 45 000 ₽.
АО ГМЗ «Агат»
В 1968 году основан АО Гаврилов-Ямский машиностроительный завод, на котором изготавливают детали для авиационных моторов. Производство моторизированной техники Агат начато в 2002 году, как товар народного потребления. Сначала техника производилась по заказу других компаний, но позже разработан собственный мотоблок, который уже вышел под брендом Агат.
Агат Л6,5
На модели Агат Л6,5 установлен китайский двигатель Lifan 168f2, такой же мотор устанавливается на мотоблоках Ока и Угра. Конструкционно машина устроена так, что центр тяжести агрегата сдвинут вперед. Как и на остальных бензиновых мотоблоках с весом до 100 кг, фрезы устанавливаются вместо колес. Возможна установка четырех или шести фрез, с шестью секциями фрез ширина культивации достигает 80 см. Кроме фрезерования агрегат выполняет работы по окучиванию, кошению и уборки снега.
Преимущества:
- Большая ширина культивации;
- Устойчивая конструкция.
Недостатки:
- Легкий вес.
Средняя цена — 31 000 ₽.
ОАО «Завод им. В. А. Дегтярева»
Завод основан в 1916 году, за столетнюю историю предприятие несколько раз сменило название, но всегда изготавливало оборудование для оборонной промышленности. Сейчас на нем не только выполняются государственные заказы, но и производится гражданская продукция: мототехника, почвообрабатывающая техника и оборудование для пищевой промышленности.
Фаворит HONDA GX 160
Под брендом Фаворит выпускаются культиваторы, мотоблоки и другая мини-техника, которая оснащается двигателями зарубежных производителей. На машинах монтируются двигатели производства КНР, мощность которых не превышает 7 л.с. Машины используются для работы на приусадебных участках, где с периодичностью вспахивается земля. Почва культивируется при помощи многосекционных фрез, которые заглубляются на глубину до 25 см.
Преимущества:
- Манёвренность;
- Понятное управление.
Недостатки:
- Небольшой вес.
Средняя цена — 40 000 ₽.
Производственное объединение «Туламашзавод»
Туламашзавод — это предприятие с богатой историей. В 1879 году на этой территории был расположен Байцуровский завод, на котором изготавливались изделия из меди и чугуна. В нынешнем виде завод организовался в 1939 году, на нем было налажено производство пулеметов. С 1992 года на заводе начато производство мотокультиваторов, а в 1998 году началось производство сельскохозяйственной техники под брендом Тарпан.
Тарпан 07-01
Мотоблок ТАРПАН-07-01 — это небольшой агрегат, который используется на приусадебных участках и дачах. На него монтируется силовая установка марки Briggs&Stratton, мощность которой составляет 5,5 л.с. Машина не только обрабатывает землю, но и выполняет несложные задачи, например уборка листьев или снега. Ширина обработки почвы — 88 см, а масса машины — 75 кг.
Преимущества:
- Хороший двигатель;
- Большая ширина обработки фрезой.
Недостатки:
- Для небольших участков.
Средняя цена — 42 000 ₽.
«Академия инструмента»
Компания создана в Перми в 1997 году, ее специализация — производство спецтехники для работы в садах и парках. «Академия инструмента» изготавливает мотоблоки под брендом Целина. На агрегатах стоят силовые установки китайского производителя Lifan.
Мотоблок Целина МБ-901Р
Мотоблок Целина МБ-901Р по характеристикам схож с машиной от МТЗ, но по конструкции он ближе к остальным бензиновым агрегатам. На раму крепится бензиновый мотор Lifan, мощностью 9 л.с. Навеска может монтироваться вместо колес, например фреза, а может навешиваться на раму мотоблока, например снегоуборщик. Агрегат подходит не только для дачных участков, но и для небольших фермерских хозяйств.
Преимущества:
- Надежная конструкция;
- Мощный двигатель.
Недостатки:
- Нет сцепки под прицеп.
Стоимость — от 32 000 ₽.
Компания «СКАУТ»
Бренд СКАУТ известен на российском рынке с 2008 года, тогда СКАУТ наладил производство тяжелых дизельных мотоблоков, о которых в России никто ничего не знал. По сути, это одноосные небольшие тракторы. Сегодня линейка техники расширилась до 80-сильных тракторов. Бренд СКАУТ — это самый крупный производитель тяжелых дизельных агрегатов в России.
СКАУТ 15DE
В линейке мотоблоков Скаут представлено 3 модели. Конструкционно они почти идентичны, разница в двигателях: от 8 л.с. до 15 л.с. На самой мощной модели СКАУТ 15DE установлен одноцилиндровый двигатель, который работает на дизельном топливе. Моторы производятся в Китае. Двигатели оснащены жидкостной системой охлаждения, которая увеличивает их продолжительность работы. Объем топливного бака составляет 6 литров. Коробка переключения передач состоит из 6 передач вперед и двух назад. Вес машины — 310 кг.
Навесное оборудование, в отличие от бензиновых моделей, подключается на одноточечный механизм сзади машины, который передает движение от двигателя к оборудованию при помощи шестерёнчатого вала отбора мощности. Для подключения фронтального оборудования, например косилки, предусмотрен шкив отбора мощности. Машина выполняет те же задачи, что и маломощный минитрактор: вспахивание почвы, посадка овощей, сенокос, уборка снега и многое другое.
Преимущества:
- Дизельный двигатель;
- Огромный выбор навески.
Недостатки:
- Сильная вибрация.
Стоимость — от 94 000 ₽.
Как выбрать мотоблок
При выборе мотоблока российского производства в первую очередь обратите внимание на мощность и выбор навесного оборудования. Перечисленные модели используют двигатели зарубежного производства, поэтому искать машину полностью российского производства не имеет никакого смысла. Лучше ориентироваться на возможности, отзывы и применение самой техники.
Модель | Преимущества |
Ока МБ-1д1м10 | Отличное сцепление с грунтом |
Угра НМБ-1Н7 | Минимум вибрации |
Авангард АМБ-1М5 | Отличный выбор для дачи |
Нева МБ-2 КС | Надежность и комфорт |
Мобил К МКМ-3 | Сделан по ГОСТу |
Агат Л6,5 | Устойчивая конструкция |
Фаворит HONDA GX 160 | Маневренный и простой |
Тарпан 07-01 | Лучший вариант для фрезерования |
Целина МБ-901Р | Простой и надежный |
СКАУТ 15DE | Мощный и тяговитый |